Главная \ ТУПИКОВЫЕ УПОРЫ \ Основные термины и определения

Основные термины и определения

Аварийное состояние тупикового упора - неисправное, неработоспособное и предельное состояние отдельных элементов или конструкции в целом, при котором требуется немедленная замена тупикового упора.

Буфер - устройство для смягчения удара.

База В - расстояние между осями опор (тележек) крана, измеренное вдоль пути.

Вылет L - расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части до вертикальной оси грузозахватного органа при установке крана на горизонтальной площадке.

Вылет от ребра опрокидывания (А) - расстояние по горизонтали от ребра опрокидывания до вертикальной оси грузозахватного органа при установке крана на горизонтальной площадке.

Дефекты тупиковых упоров - изготовление тупиков с отступлением от требований ТУ и нормативной документации на стадии изготовления или монтажа. Заключение экспертизы - документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии тупиковых упоров требованиям нормативной документации.

Исправное состояние тупикового упора - состояние, при котором он соответствует всем требованиям нормативных и конструкторских документов.

Кран мостового типа - кран, у которого грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, тали или крану стрелового типа, перемещающемуся по мосту.

Кран козловой - кран, у которого мост опирается на крановый путь при помощи двух опорных стоек.

Кран портальный - кран поворотный на портале, предназначенном для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта.

Кран башенный - кран поворотный со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни.

Колея К - расстояние по горизонтали между осями направляющих (рельсов) или колес ходовой части крана.

Крановый путь - инженерно-строительное сооружение, состоящее из направляющих, стыковых и промежуточных скреплений, путевого оборудования, опорных элементов, воспринимающих крановые нагрузки и обеспечивающих передвижение крана в заданном направлении.

Момент грузовой (М=QL) - произведение величин грузоподъемности Q и соответствующего ей вылета L.

Момент грузовой опрокидывающий (МА = Q·А) - произведение величин грузоподъемности Q и соответствующего вылета от ребра опрокидывания А.

Направляющие - элемент кранового пути, обеспечивающий опору и направление движения колес крана.

Нагрузка на колесо (Р) - величина наибольшей вертикальной нагрузки, передаваемой одним ходовым колесом на крановый путь или на ось.

Ограничитель рабочего движения - устройство, вызывающее остановку и (или) ограничение рабочих движений крана.

Общая масса крана (Go) - полная масса крана в заправленном состоянии с балластом и противовесом.

Обследование тупиковых упоров - комплекс работ по техническому диагностированию тупиков с истекшими сроками службы с целью выдачи заключения о возможности и условиях их дальнейшей эксплуатации до очередного обследования.

Орган по сертификации - организация, аккредитованная Госстандартом России и Ростехнадзором и занимающаяся организацией и проведением сертификации грузоподъемных машин и состояния их производства с выдачей сертификата соответствия.

Пролет S - расстояние по горизонтали между осями направляющих (рельсов) кранового пути для кранов мостового типа. Подвеска крюковая - устройство, снабженное крюком для подъема груза и системой блоков для подвески к крану.

Путевое оборудование - элементы кранового пути, обеспечивающие безопасность эксплуатации крана (тупиковые упоры, ограничители передвижения заземление, предупредительные знаки).

Работоспособное состояние тупикового упора - состояние, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативных и (или) конструкторских документов.

Скорость передвижения крана (Vк) - скорость передвижения крана в установленном режиме движения. Определяется при передвижении крана по горизонтальному пути с рабочим грузом и при скорости ветра не более 3 м/сек.

Сертификат соответствия (сертификация) - подтверждение соответствия материалов, узлов, дегалей или изделия в целом требованиям отечественных и (или) зарубежных нормативных документов, проведенное органом по сертификации.

Тупиковый упор - механическое предохранительное устройство безопасности, служащее для ограничения хода движения и остановки грузоподъемного крана в аварийных ситуациях.

Тупиковый упор безударного (накатного) типа - упор, у которого остановка крана осуществляется за счет поглощения кинетической энергии при преодолении накатной горки упора.

Тупиковый упор ударного типа - упор, у которого остановка крана осуществляется за счет поглощения кинетической энергии упругими элементами (резина, пружина, пневмо-гидроцилиндры), установленными на кране и упоре.

Уклон пути - уклон, на котором допускается работа крана, определяемый отношением i=п/В ; соответствующим разности уровней h двух точек пути, находящихся на расстоянии В, равном базе крана. Величина разности уровней измеряется при отсутствии нагрузки на данный участок пути.

Устойчивость крана - способность крана противодействовать опрокидывающим моментам.

Устройство и принцип работы тупикового упора ударного типа

Устройство тупикового упора 

Рис. 4. Тупиковый упор ударного типа 
1 - опорная плита; 2 - вертикальная стойка; 3 - укосина; 4 - стопор; 5 прижимы; 6 - буфер (резиновый амортизатор); 7 - переходник; 8 - дополнительные стыковые накладки; 9 - направляющая кранового пути.

Тупиковый упор (рис. 4.) выполнен в виде сварной рамы из швеллеров в виде сварной рамы, состоящей из опорной плиты, вертикальной стойки, укосины и стопора с шестью прижимами.
Для обеспечения эффективного сцепления с головкой направляющей, на которой крепится тупиковый упор, рабочие поверхности стопоров прижимов выполнены рифлеными.
Для гашения энергии удара, при наезде крана на тупиковый упор, на стойке болтами крепится буфер (резиновый амортизатор), высота его крепления определяется высотой установки буфера на кране. В случае невозможности обеспечения контактного ударения буферов крана и тупика, на последнем до­полнительно приваривается переходник и к нему крепится буфер.
К головке направляющей тупиковый упор крепится с помощью прижимов, затяжка гаек которого осуществляется стандартным гаечным ключом.
Для предотвращения смещения тупикового упора при наезде на него кра­на, на концах направляющих устанавливается дополнительные стыковые накладки.
При наезде крана на тупиковый упор, буфер, деформируясь, гасит кинетическую энергию движущегося крана.

Железный город

ООО УралХимСорб