В настоящее время для грузоподъемных кранов используют тупиковые упоры двух основных типов:
- Ударные (с деревянными, резиновыми, пружинными, пружинно-фрикционными, гидравлическими и комбинированными буферами);
- Безударные (гравитационные и фрикционно-гравитационные);
Основные типы и конструкции применяемых в настоящее время тупиковых упоров показаны на рис 1-2
Рис. 1. Общий вид тупиковых упоров безударного типа
1 - башмак; 2 - рукоятка; 3 - направляющая; 4 - прижим; 5, 6 - болт, гайка.
Рис. 2. Тупиковый упор ударного типа:
1 - упругий амортизатор; 2 - стойка; 3 - укосина; 4 - опорная плита; 5 - клин; 6 - зажимной болт захватов.
Определенный тип и конструкция тупикового упора применяется в зависимости от типа и конструкции грузоподъемного крана.
Параметры тупиковых упоров определяются в соответствии с РД 50:48:0075.02.05
Основное назначение тупиковых упоров - обеспечить гашение остаточной скорости крана и предотвратить его сход с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях, поэтому тупиковые упоры должны рассматриваться как составная и неотъемлемая часть системы «тупиковый упор - грузоподъемный кран».
Проектирование тупиковых упоров должно осуществляться с учетом марки и конструкции грузоподъемного крана в комплекте с которым они эксплуатируются.
При проектировании тупиковых упоров необходимо учитывать как основные, так и дополнительные нагрузки и воздействия, которым подвергается система «тупиковый упор грузоподъемный кран» во время работы.
При проектировании тупиковых упоров также необходимо учитывать высоту от оголовка рельса до центра упора.